|
18.08.2006 09:06 |
Новокузнецк: |
|
Израиль из-под локтя | |  |
 | | | Открылась выставка «Переводные картинки» – хасиды, эротика и иерусалимский снег, оставляющие место для размышлений.
У входа в ЦДХ было пусто, как в пустыне Арава. Топтались две пожилые иностранки, пытались разгадать список мероприятий в этом заведении. Увидев меня, одна из них, листая разговорник, спросила: «Здесь… Есть… Интересно… Смотреть?» Расслышав французский акцент, я ответил: «Madame, il n'y a rien ici». Она ответила «Ah bon, monsieur, merci» и пошла со своей подругой куда-то еще.

Я виноват: нельзя было говорить, что в ЦДХ ничего не было. Там, например, как обычно в межсезонье, были тонны салонно-китчевой живописи, которую в пустоте призраки пытались продать призракам. Посмотреть на эту невменяемость оказалось интересно, но шел я в ЦДХ не за тем. Там открылись две выставки – «Ливан-2006. Гуманитарная трагедия» и «Переводные картинки» израильских фотографов Юлии Комиссаровой и Давида Дектера. Не думаю, что французским туристкам они показались бы интересными, хотя кто знает? Всякое может быть.

У входа на «Ливан-2006» висело знамя с кедром, а трагедии, к несчастью или к счастью, не было. Вернее, там была трагедия любого репортажа, напечатанного в журнале с хорошей полиграфией.
Большие цветные фотографии, на них все в фокусе, и цвет правильный, и слеза, ползущая по сморщенной щеке, похожа на стразу от Сваровского, и каждый осколок бетона – как обсидиановый нож, а дым из-под крыш фотошопом не обработан.

Вход в «Переводные картинки» не был декорирован флагом со звездой Давида. Это указывало: мы частные люди, здесь наше зрение, и борьба с затвором и прицелом фотоаппарата – исключительно личное дело человека, держащего камеру в руках.

К сожалению, я не бывал в Ливане и не знаю, каково там фотографировать. Израиль я видел несколько раз и понимаю, что тому, кто более или менее обдуманно относится к фотографии, нажимать на кнопку там очень сложно.
Тому две причины. Первая – постоянное искушение фотографировать мифологизированный Израиль. Там трудно удержаться, чтобы не снять хасидов-»пингвинов» в меховых шапках и белых гольфах, девушек-солдат, punk-иудеев с радужными пейсами и в черных кипах, черных, как сапог, фалашей и донельзя вестернизированных девушек в мини-бикини, занимающихся виндсерфингом на голубых волнах Средиземноморья. А тут еще драматические выжженные холмы Иудеи и страшные зубья скал Кумрана, Мертвое море, Стена плача, Храмовая гора с мечетью Аль-Акса и святыни христианства. Я однажды видел, как в храме Гроба Господнего одуревшая от Израиля ирландка из Америки освящала свой фотоаппарат на мирроточивом камне. О да, еще очень редко в Иерусалиме выпадает снег, тогда все почем зря снимают Гефсиманский сад, запорошенный кристаллизированной водой.

Вторая причина – по-моему, еще более важная – это жестокое солнце Израиля, выжигающее все полутени. Поэтому приличные израильские фотографии делаются либо рано утром, либо на закате, либо в помещении.
На фотографиях Юлии Комиссаровой и Давида Дектера (одних из лучших современных израильских фотографов) я не обнаружил ничего нового. Там и эротика, и ультраортодоксы из Меэр-Шеарим, и сценические виды, и арабские тетушки в платках ниже бровей, и, разумеется, иерусалимский снег. Снято кое-как – как и положено сейчас фотографировать. От живота или из-под локтя, глядя не в видоискатель, а на случайно проползшее по небу облако.
Сфотографировано туманно. И это правильнее, чем наводить с точностью до нанопикселя объектив на оплавленный кусок от ракеты. Понять, зачем она упала и убила именно это живое существо, в любом случае невозможно.
Остается думать, как сделать, чтобы ракеты не летали туда-обратно; как бы случайно снятые «переводные картинки» помогают увидеть, что все же есть возможность что-то понять.
Когда я вышел из ЦДХ и шел к Якиманке через «Парк скульптуры», увидел там французских туристок. Они фотографировали Брежнева и Дзержинского. Я услышал благодарность: «Месье, здесь-то точно что-то есть…» Надеюсь, свои картинки они правильно переведут.
Текст: Никита Алексеев. Фото: проект Эшколь.
Источник: |
|
|
 |
|
|
|
|