TOP-100 за месяцСделать домашнейДобавить в избранное

                     

Новокузнецк

 

 

Общество

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Наука и образование

 
 

Власть и городское хозяйство

 
 

Экономика и промышленность

 
 

Спорт

 
 

Другие новости

 

 

В России

 
 

В Мире

 
 

Общество

 
 

Шоу бизнес

 
 

Ночная жизнь

 
 

Интернет и компьютерная техника

 
 

Игры и програмное обеспечение

 
 

Авто и мото

 
 

Военная техника

 
 

Наука и техника

 
 

Образование

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Политика

 
 

Экономика

 
 

Спорт

 
 

Медицина и экология

 
 

Прочее

 

 

Репортаж. Комментарий

 
 

Разное и интересное

 
 

Архив

 

 

Служба новостей РЦТК

 
 

Все новости

 
 

Форум

 
 


               09.12.2005 12:34 Новокузнецк: Разное и интересное

 

Мифы "Мастера и Маргариты"

 


Премьера сериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" состоится 19 декабря на телеканале "Россия". Об этом он рассказал на пресс-конференции в четверг. Также в день премьеры на Патриарших прудах будет открыт каток, а за 10 дней до выхода в эфир "сенсации телесезона", как уже называют сериал критики, пройдет несколько специальных акций. 9 декабря, например, начнет работу фестиваль искусств "Рукописи не горят", посвященный 65-летию публикации романа "Мастер и Маргарита".


На пресс-конференции Бортко также сообщил, что сценарий для экранизации великого романа был готов еще в 1996 году. Но лишь несколько лет спустя, благодаря поддержке телеканала "Россия", удалось начать над ним работу. Стоит отметить, что Владимир Бортко не понаслышке знаком с булгаковскими текстами. Ему принадлежит замечательная экранизация "Собачьего сердца". Да и делать сериалы на основе классических произведений русской литературы Бортко умеет. В 2003 году в эфир телеканала "Россия" вышел его сериал "Идиот" по одноименному роману Достоевского.

Съемочный период "Мастера и Маргариты", по словам Владимира Бортко, продолжался не слишком долго для 10-серийного фильма - всего девяти месяцев. Фильм необычен тем, что в нем играет более пятидесяти актеров, причем из разных поколений: главные герои Александр Галибин (Мастер) и Анна Ковальчук (Маргарита) еще молоды, а Кирилл Лавров (Понтий Пилат) и Олег Басилашвили (Воланд) - уже умудренные опытом профессионалы (см. кадры из фильма).



Как рассказали журналистам на пресс-конференции, большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге. Владимир Бортко посчитал, что именно там легче будет воссоздать Москву 1930-х. Но все знаковые и узнаваемые места книги - Патриаршие пруды, Александровский сад, - естественно, снимались в столице. Получилось очень интересно: с Воландом Берлиоз встретился на Патриарших, а вот потерял голову уже в Петербурге на студии "Ленфильм". На этом выездные съемки не закончились: дворец царя Ирода, например, снимался в Болгарии, а Голгофа - в Крыму.



Более двух часов сериала, в общей сложности, заняли спецэффекты. Именно с их помощью ожили кот Бегемот и летающий боров Александр Иванович. О Бегемоте создатели фильма говорили отдельно. Рассказали, что кота на экране воплощали сразу тремя разными способами: в некоторых сценах Бегемота играл настоящий кот, дрессированный Юрием Куклачевым, в некоторых - актер в специальном костюме, а на крупных и средних планах была задействована специальная электронная разговаривающая маска.

"Во время съемок фильма "Мастер и Маргарита" съемочная группа не сталкивалась ни с какими мистическими проявлениями", - сказал Владимир Бортко, добавив, что к разговорам о таинственной ауре вокруг романа Булгакова относится с юмором. Однако, как рассказал режиссер, еще перед началом съемок с ним произошла странная история: на Патриарших прудах случайный прохожий, следуя мимо Бортко, произнес: "Ничего у вас не получится!" - и пошел дальше.



"Сериал "Мастер и Маргарита" стал самым сложным из всех проектов, которые осуществлял телеканал "Россия", - признался первый заместитель председателя ВГТРК Антон Златопольский. - Да и работа режиссера была на пределе человеческих возможностей". Также Златопольский признался, что бюджет ленты оказался в 2,5 раза выше, чем у остальных проектов канала.

Написанный 65 лет назад, изданный почти 30 лет спустя роман выдержал около ста изданий в 25 странах. Габриель Гарсия Маркес выделил "Мастера и Маргариту" из всей литературы XX века. Роман не давал покоя многим выдающимся кинорежиссерам: югослав Александр Петрович и поляк Анджей Вайда сделали свои версии великой книги. Мечтал о таком фильме Андрей Тарковский, но так и не снял. Думали о нем и другие: Владимир Наумов, Игорь Таланкин, Элем Климов, Эльдар Рязанов, Юрий Кара.



Первым, кто не только хотел, но и попытался экранизировать самый мистический роман Булгакова, был Элем Климов. По его рассказам, он всегда мечтал снять "Мастера и Маргариту", и вот однажды ему представился замечательный случай. Снимали советско-итальянский фильм "Красная палатка", там Климов познакомился с Клаудией Кардинале и ее мужем, продюсером Франко Кристальди. Кристальди предложил снять фильм по "Мастеру и Маргарите": Феллини будет снимать "древние", а Климов - советские сцены. Разумеется, Клаудия Кардинале должна была играть Маргариту. Элем Климов согласился мгновенно, но призрачная мечта растаяла. Однако в 1985 году Климову разрешили все-таки начать работу над фильмом, но он повременил еще два года. Потом у режиссера вообще появились подозрения, что фильм снимать не стоит: на бумаге все чудеса воспринимаются легко и просто, на экране же все будет выглядеть по-другому. В итоге Климов фильм так и не снял.

Как выяснилось позже, решению Климова отказаться от съемок предшествовала некая загадочная история, связанная с режиссером Владимиром Наумовым, который был близко знаком с женой Булгакова Еленой Сергеевной и тоже хотел снимать "Мастера и Маргариту". Наумову не разрешили снимать - ведь разрешение уже было дано Климову. Наумов был этим фактом, естественно, раздосадован. Тогда, по его словам, произошла одна невероятная история: "Было лето, было жарко. Я провожал жену с дочкой отдыхать на юг, сам оставался в Москве работать. Вернулся усталый домой. Лег спать, но не спалось. Читал какую-то книжку, когда раздался звонок в дверь. Я взглянул на часы - было около часа ночи. Очень удивившись, я решил, что принесли телеграмму или, почему-то, вернулись мои. Встал, пошел в прихожую, в полутьме споткнулся и больно ударился бедром о телефонную тумбу. Включил свет. Собака, обычно лаем бурно реагирующая на все звонки в дверь, странно поскуливает, забившись в угол. Я смотрю в дверной глазок - на площадке в длинной шубе стоит Елена Сергеевна и улыбается. Совершенно обалдев, открываю дверь. Елена Сергеевна говорит: "Володя, извините за такой поздний визит, но просто дело очень серьезное. Входить не буду: внизу в машине меня ждет Михаил Афанасьевич (!). Зная, какое у вас сейчас настроение, я пришла вас успокоить: этот режиссер картину снимать не будет. И вообще - не будут". Елена Сергеевна попрощалась, вошла в лифт, дверца закрылась, тут же открылась, она состроила смешливую рожицу, дверца закрылась, лифт ушел. Я возвращаюсь в квартиру, запираю дверь, ложусь спать. Утром просыпаюсь с головной болью: что за чертовщина мне приснилась? Иду в ванную принимать душ - и вижу на своем бедре огромный синяк". Правда это или художественный вымысел, не известно, но только Климов так и не снял "Мастера и Маргариту".



Но свято место пусто не бывает, да и роман покоя не дает, поэтому в начале 90-х на "Мастера и Маргариту" замахнулся режиссер Юрий Кара. К тому времени уже существовало поверье, что эту дьявольщину (роман Булгакова) вообще нельзя снять для кино - уйдет волшебство, которым владеет только сам Булгаков. Но Кара попробовал - и продвинулся дальше всех. О реальных качествах фильма знают единицы. Уже много лет этот фильм есть, и одновременно его нет. Когда шли съемки, и критики, и потенциальный зрители затаили дыхание. Снимались только звезды: Мастер - Виктор Раков, Маргарита - Анастасия Вертинская, Воланд - Валентин Гафт, Иешуа - Николай Бурляев, Понтий Пилат - Михаил Ульянов. Скептики качали головами, но заинтригованы были все. И вот долгожданное известие - Кара, наконец, закончил свой фильм. Однако общественность так и не увидела на экране "Мастера и Маргариту". Продюсеры из фирмы ТАМП не позволили фильму выйти в свет. Они утверждали, что он плохо смонтирован. Юрий Кара подал в суд на ТАМП. Судились долго, и в итоге получилось, что претензии Кары не обоснованы. Но самое странное, что единственный экземпляр фильма пропал. Руководство ТАМПа решило отдать "Мастера и Маргариту" на сохранение кому-то из своих людей. Человек надежно спрятал копию фильма, но потом скоропостижно скончался, так никому и не рассказав, где тайник.



Роман Булгакова привлекал не только киношников, но и театральных режиссеров. Они, стоит заметить, оказались удачливее своих киноколлег. Спектакль "Мастер и Маргарита", поставленный в Театре на Таганке, выдержал более 1000 представлений и идет там с неизменным успехом до сих пор. Еще одна постановка состоялась на сцене Государственного культурного центра-музея Высоцкого. Ее делал театр "NotaBene". Все также прошло без особых казусов. Сейчас спектакль "Мастер и Маргарита" в постановке литовского режиссера Вайткуса идет на сцене петербургского театра "Балтийский дом".



Успех театральных постановок вкупе с провалившимися экранизациями наводит на мысль, что "Мастер и Маргарита" просто не создан для экрана. Вопрос "почему?" - риторический. Однако у Владимира Бортко есть прекрасный шанс 19 декабря доказать всем обратное.

Ольга Павлюченко, на фото: Рабочий момент съемок
http://masterimargarita.ru/




Источник: strana.ru

 



В рамках
ИРП "Хутор"
 
 

© ЗАО «РЦТК»

 
 При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «NEWS.HUTOR.RU» обязательна.
Есть вопросы? т.335003, novosti.n@rdtc.ru.