TOP-100 за месяцСделать домашнейДобавить в избранное

                     

Новокузнецк

 

 

Общество

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Наука и образование

 
 

Власть и городское хозяйство

 
 

Экономика и промышленность

 
 

Спорт

 
 

Другие новости

 

 

В России

 
 

В Мире

 
 

Общество

 
 

Шоу бизнес

 
 

Ночная жизнь

 
 

Интернет и компьютерная техника

 
 

Игры и програмное обеспечение

 
 

Авто и мото

 
 

Военная техника

 
 

Наука и техника

 
 

Образование

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Политика

 
 

Экономика

 
 

Спорт

 
 

Медицина и экология

 
 

Прочее

 

 

Репортаж. Комментарий

 
 

Разное и интересное

 
 

Архив

 

 

Служба новостей РЦТК

 
 

Все новости

 
 

Форум

 
 


               02.03.2007 09:42 Новокузнецк: Разное и интересное

 

Каталоги образовательных интернет-ресурсов: переход на Web 2.0

 


В настоящее время важнейшей задачей государства и общества в целом является обеспечение всеобщей доступности качественного образования. Одним из основных инструментов, улучшающих его доступность, определено внедрение современных образовательных технологий.



Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает ряд меропрятий по этому  направлению: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения  компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

Под образовательными интернет-ресурсами обычно понимаются ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (образовательные и учебно-методические материалы) на определенной ступени образования и для определенной предметной области, а также предназначенные для информационного обеспечения системы образования, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием.


Основой идеи создания образовательного ресурса является запуск в сети инструмента для членов образовательного сообщества, для их практической деятельности.
Основные усилия Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. (ФЦПРО) сосредоточены на контенте, то есть формировании единого образовательного пространства на территории всей страны посредством наполнения образовательных интернет-ресурсов и онлайнового доступа к ним учащихся и преподавателей.

По мнению Андрея Фурсенко, главы Минобрнауки, это направление работ приоритетнее, чем поставка персональных компьютеров или даже их подключение к интернету. Использование образовательных сайтов стало во многом влиять на современное образование и культуру, которые относятся к числу наиболее значимых и приоритетных в современной системе общечеловеческих ценностей. Образовательный потенциал Интернета напрямую связан с качеством информации, находящейся в Сети.

Приоритетным и перспективным направлением является еще и организация эффективного взаимодействия через виртуальное пространство всех интернет-ресурсов образовательного сегмента. Здесь большое значение имеет организация качественного поиска информации, применение современных интернет-технологий, таких как RSS-фиды, гипертекстовый поиск, фолксономическое представление контента («облако тегов»), создание образовательных социальных сетей.

В настоящее время разобраться в структуре образовательных интернет-ресурсов позволяют известные каталоги и рубрикаторы, входящие в состав известных поисковых систем Интернета, образовательных порталов и ресурсов высших учебных заведений. Существуют также интересные специализированные проекты, которые ставят цель объединения электронных ресурсов в единое информационное пространство свободного доступа для всех уровней образования в России. Предлагаем Вашему вниманию обзор наиболее известных из них.

По состоянию на январь 2007 года в каталоге поисковой системы «Яндекс» представлено 8552 интернет-ресурса образовательной направленности. Высшее образование представлено 1900 сайтами, различные курсы 1376 сайтами, среднее образование 1627 сайтами, науки представляют 3851 сайтами, учебные материалы 1194 сайтами. Некоторые сайты находятся в нескольких рубриках.

Известный рейтинг Rambler TOP 100 в разделе «Образование» содержит около 12000 ресурсов. Следует заметить, что в рейтинге топовые места занимают ресурсы, предлагающие учащимся готовые сочинения, рефераты, курсовые и дипломные работы, что говорит о высоком их интересе к нетрудозатратной деятельности по их написанию.

Та же ситуация наблюдается на известном Рейтинге@mail.ru представляющим 25841 ресурс в категории наука/техника/образование.
Отрадно то, что в интернете существует сервис (и появляются новые-ему подобные), который позволяет преподавателям определить, кто из учащихся пишет свои работы сам, а кто скачивает их из интернета.

Интернет-сервис AntiPlagiat.ru предлагает набор услуг, в совокупности реализующих технологию проверки текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников. Экспресс-проверка текстов доступна по ссылке - http://www.antiplagiat.ru/quick.php

Каталог федерерального портала «Российское образование» насчитывает 27589 ссылок и 1154 категорий. В каталоге не предусмотрен подсчет ресурсов в рубриках, но хорошо представлены типы интернет-ресурсов для системы образования. Хорошо структурированный каталог предлагает Российский образовательный портал.

Портал Информационно-коммуникационные технологии в образовании предлагает метаописания и ссылки на Интернет-ресурсы (4507 ресурсов на 1.02.2007 г.) по информационным технологиям, которые могут быть использованы в образовательных целях и размещены на сайтах университетов, учреждений общего образования, научно-исследовательских центров и других организаций, работающих в области ИТ-образования.

Особый интерес представляют образовательные ресурсы, входящие в состав официальных сайтов высших учебных заведений. Так, Московский государственный университет имени  М. В. Ломоносова располагает собственным массивом образовательных сайтов, удобная навигация по которому доступна в специальном тематическом каталоге.

Как упоминалось ранее, существует ряд специализированных проектов, посвященных образовательным ресурсам. Так, информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»  (ИС «Единое окно») ставит цель обеспечения  свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

В разделе библиотека представлено более 10 000  учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. Более половины учебно-методических материалов разработаны и переданы в "Библиотеку" ведущими университетами и ВУЗами России, а также издательствами и отдельными преподавателями и авторами.

В 2006 г. в создана Коллекция цифровых образовательных ресурсов (проект ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"). Коллекция включает в себя учебники, методические пособия, различный иллюстративный материал, мультимедийные комплексы. Целью проекта является предоставление образовательному сообществу современных цифровых обучающих средств, которые могут быть использованы для формирования эффективных предметных занятий, учитывающих индивидуальные особенности учащихся в условиях современных социальных приоритетов.

Несмотря на обилие образовательных ресурсов, наличие множества каталогов и рубрикаторов образовательные интернет-ресурсы еще далеки от насыщения качественным контентом и сопутствующими ему современными и востребованными сервисами.

Образовательный сегмент Рунета не обладает достаточной степенью открытости. Учебно-методические материалы в основном находятся в закрытом (платном) доступе, а открытые представляют каталоги и ресурсы, которые недостаточно качественно индексируются поисковыми системами, вследствие некачественной верстки страниц (мета-тегов), затрудняющих индексацию контента поисковыми системами. Недостаточно развит экспорт информации в формат RSS.

Отсутствуют взаимосвязи между образовательными ресурсами, которые можно построить, например на основе XML-технологии, которая позволит консолидировать контент для его четкой руьрикации, анализа и поиска (подобные проекты – novoteka.ru, redtram.ru).

Все это затрудняет (и без того немалые) усилия пользователей, осуществляющих поиск в интернете образовательного контента.

Объективными причинами медленного развития образовательных интернет-ресурсов являются большие объемы информации и необходимость ее частого обновления, территориальная рассредоточенность учебно-научных организаций, отсутствие у них взаимодействия по развитию образовательной интернет-среды, большое количество и разнообразие групп пользователей, отсутствие современных рекомендованных методик разработки, поддержки и продвижения образовательных ресурсов.

Большого внимания заслуживает организация поиска образовательного контента, обеспечивающего хорошее качество и релевантность найденных документов. Решение этого вопроса возможно с помощью специализированных (тематических) поисковых систем. Так, например, используя технологию Google Co-op - http://www.google.com/coop, можно отобрать для индексации определенные интернет-ресурсы (образовательного характера). Google предоставляет этот сервис бесплатно.

Поддержка и продвижение образовательных интернет-проектов требует не только значительных усилий и ресурсов, но и принципиально новых, сетевых методов работы с образовательным сообществом, и иных подходов к стимулированию такой деятельности.

Созданию качественного каталога образовательных ресурсов может способствовать идея UGC — User Generated Content (контент, создаваемый самими пользователями). и реализация на ее основе сервисов «социальных закладок». Проекты, предоставляющие сервис закладок (и их каталогизацию) уже существуют и успешно действуют в сети (del.icio.us, http://rumarkz.ru, http://www.bobrdobr.ru, http://www.rucity.com). Каталог англоязычных сервисов закладок представлен по адресу - http://www.econsultant.com/web2/social-bookmarking-services.html .

Подобные сервисы дают возможность пользователям хранить и систематизировать закладки в Интернете, делиться и обмениваться закладками с друзьями и знакомыми, создавать сообщества по темам и интересам и собирать в рамках этих сообществ ссылки, вместе с другими их участниками, т.е. они предоставляют связанные составляющие — возможность хранения закладок в Интернете, элементы социальной сети, качественный отбор и поиск информационных ресурсов. Эти составляющие являются частью активно обсуждаемого сейчас термина Web 2.0, рассматриваемого в качестве современной тенденции к кардинальному повышению интерактивности интернет-ресурсов.

Применение сервиса социальных закладок для организации каталога образовательных интернет-ресурсов даст качественный рост их открытости и систематизации, позволит организовать определенный уровень взаимодействия учебно-научных организаций в формировании сетевого образовательного пространства.

Пользователи создающие закладки, тем самым определяют их важность и значение для решения образовательных задач, организуют «живой» рубрикатор для поиска актуальных и качественных ответов на вопросы, возникающие в ходе учебного процесса.

Роман Дорофеев





Источник: faito.ru

 



В рамках
ИРП "Хутор"
 
 

© ЗАО «РЦТК»

 
 При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «NEWS.HUTOR.RU» обязательна.
Есть вопросы? т.335003, novosti.n@rdtc.ru.