TOP-100 за месяцСделать домашнейДобавить в избранное

                     

Новокузнецк

 

 

Общество

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Наука и образование

 
 

Власть и городское хозяйство

 
 

Экономика и промышленность

 
 

Спорт

 
 

Другие новости

 

 

В России

 
 

В Мире

 
 

Общество

 
 

Шоу бизнес

 
 

Ночная жизнь

 
 

Интернет и компьютерная техника

 
 

Игры и програмное обеспечение

 
 

Авто и мото

 
 

Военная техника

 
 

Наука и техника

 
 

Образование

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Политика

 
 

Экономика

 
 

Спорт

 
 

Медицина и экология

 
 

Прочее

 

 

Репортаж. Комментарий

 
 

Разное и интересное

 
 

Архив

 

 

Служба новостей РЦТК

 
 

Все новости

 
 

Форум

 
 


               03.03.2006 07:34 Новокузнецк: Разное и интересное

 

Тяжелая жизнь легкой промышленности

 


Посмотрите на себя в зеркало и определите, какая вещь из вашей одежды сшита в Новокузнецке (да чего уж мелочиться - в России)?..


Результаты эксперимента предсказуемы: "верх" - Корея, "низ" - Турция. Вариант для тех, кто побогаче, - Польша и Германия. Ну и совсем шикарный: "Версаче" или "Шанель" - "от макушки до подставки". Человек, который импорту предпочитает отечественную одежду и обувь и одевается в "наше", - наверное, один на несколько тысяч. Как же мы докатились до того, что наша легкая промышленность стала совсем невесомой?
В послевоенном индустриальном Новокузнецке присутствие этого промышленного сектора обеспечивалось в основном швейной фабрикой "Березка". У металлургов и шахтеров были жены, которые тоже нуждались в рабочих местах. Впрочем, швейная фабрика тогда обязательно появлялась чуть ли не в каждом городе Кузбасса. Обувные фабрики еще сравнительно недавно были и в Новокузнецке, и в Киселевске, и в Кемерове. В те далекие времена из их цехов выходили тысячи изделий, простеньких, но ходовых, ведь больше в продаже ничего не было.
Но давно уже нет обувных фабрик, из швейных на плаву остались единицы. Одни сократили штат до минимума, другие перешли на пошив спецодежды. Когда-то в отрасли работали тысячи человек, в основном женщин, а теперь счет идет на сотни. Не так-то просто найти свою "нишу" и прорваться на рынок сквозь поток турецко-китайского ширпотреба, который "челноки" закупают за границей по бросовым ценам, а потом сбывают здесь, накручивая 200-300 (а то и больше!) процентов от начальной стоимости. А мы покупаем, может быть, потому что по-прежнему зависим от магического слова "импорт".
Чтобы поверхностно изучить наш рынок одежды, достаточно пройти по нескольким торговым точкам. Одинаковые модели, похожие ткани, только цены разные. Отечественную продукцию при большом желании в магазине найти можно, но надо ли искать, если за те же деньги можно купить вполне приличную (по крайне мере, на вид) импортную вещь?
По данным городского отдела государственной статистики, в прошлом году оборот крупных и средних предприятий текстильной и швейной промышленности в Новокузнецке составил всего 5 миллионов рублей. "Процветает у нас не тот, кто производит, а тот, кто продает", - вынуждена признать генеральный директор швейной фабрики "Березка" Надежда Принцевская. В себестоимость обычного женского костюма производитель закладывает затраты на приобретение основной, подкладочной и клеевой ткани, фурнитуры, ниток. Одежду из материалов российского производства трудно шить и еще труднее - продавать. Закрыты государственные лаборатории, которые давали рекомендации по работе с тканями, и теперь все приходится делать самим - методом проб и ошибок. Этот опыт показывает, что, например, отечественная клеевая ткань для дублирования деталей годится только до первой стирки. Немецкая гораздо лучше, долговечнее, но дороже. В Германии текстильщики придумывают принципиально новые структуры ткани: к примеру, лен, вискоза и... волокна крапивы. Чего-чего, а крапивы в России - сколько угодно, но нашим производителям до этого еще далеко. Покупателям, увы, тоже: новинки на международном рынке текстиля весьма дороги.
Физический износ оборудования на старых предприятиях - около 70 процентов. Работать с современными тканями на морально устаревшей продукции советского машиностроения образца середины прошлого века практически невозможно. Покупка импортных паровых утюгов, закройного и швейного оборудования экономически оправдана, но для этого нужны инвестиции. А приобретение любого нового агрегата тоже отражается на стоимости выпускаемых фабрикой швейных изделий. Да еще затраты на коммунальные услуги, охрану, доставку...
На "Березке" рассчитали, что продукция фабрики ориентирована на женщин, которые работают в образовании, в медицине, управленческом аппарате. Блузка и брюки "от "Березки" стоят в среднем по 700-800 рублей, костюм - около 2,5-3 тысячи... Сможет учительница или медсестра позволить себе сразу отдать большую часть зарплаты за костюм? Вряд ли. Значит, пойдет на рынок. И тогда понятно возмущение директора швейной фабрики: "У нас целый рынок китайских товаров. Нам говорят: "Конкурируйте с ними по цене". А как? Это невозможно!"
Рентабельность российского швейного производства в большинстве случаев ничтожна - не более 3 процентов. Легче жить тем предприятиям, где размещает свои заказы государство (муниципальные и социальные заказы не в счет - это капля в море). "Березку" спасает то, что 65-70 процентов ее продукции гарантированно уходит за пределы региона. Для жителей Алтайского края она, конечно, дороговата, но Красноярск и Омск берут с удовольствием.
Зато мы с радостью поддерживаем зарубежного производителя! Как будто у нас своего нет. Да есть, только он еще такой "зеленый" и неопытный, что рассмотреть его за завалами китайских товаров трудно. Около года работает в Новокузнецке небольшое частное предприятие, шьет и продает бельевой трикотаж для детей и взрослых под торговой маркой "Анастасия". Трикотажное полотно для своих изделий директор предприятия Любовь Ивановна Сартакова заказывает за тридевять земель - в Турции: у нас такого текстиля почти не производят, а то, что производят, - настолько низкого качества, что его нельзя пускать в производство. Расходится продукция через частных предпринимателей, и те сразу, не выходя со склада, ставят свою цену - в лучшем случае она в два раза выше цены производителя. Но получается все равно дешевле, чем качественный готовый привозной трикотаж. И тоже большая часть продукции отправляется в соседние регионы. "Не могу сказать, что у нас прибыльное предприятие. Оборот - не более 700 тысяч рублей в месяц. Это почти ничто для производства, но мы, тем не менее, развиваемся", - говорит Любовь Ивановна. На предприятии работает 21 швея, и можно было бы набрать еще столько же, работы хватит. Но чтобы расширяться, нужны деньги, а что значит получить банковский кредит, прекрасно знают многие предприниматели. Кредиторы ставят перед малыми предприятиями очень жесткие условия. Но именно гибкий, способный быстро реагировать на изменение потребностей рынка, малый и средний бизнес идет на смену массовому производству и может составить серьезную конкуренцию импорту.
Доля легкой промышленности в ВВП России - не больше одного процента. А в США этот показатель составляет 8 процентов, в Германии - 12, в Китае - 13, в Турции - 20. В этих странах существуют программы поддержки отрасли, которые законодательно защищают внутренний рынок и интересы национального товаропроизводителя. В США, к примеру, за поступлением импорта ведется строгий контроль, в Турции государство берет на себя оплату четверти потребляемой производителем энергии, половину выплат в фонд социального обеспечения и 100 процентов отчислений в пенсионный фонд. В Китае производители первые три года полностью освобождаются от налогов, китайский предприниматель начинает платить налоги полностью лишь на пятый год работы.
А у нас в государстве выгоднее пустить на внутренний рынок практически неконтролируемый объем товаров из-за рубежа, уничтожив последнюю возможность поднять свой "легпром". На рынке шипотреба крутятся огромные деньги, ведь потребитель никуда не ушел, а спрос на одежду и обувь есть и будет всегда, только работать на него у нас уже почти некому...

Ольга Осипова.




Источник: kuzpress.ru

 



В рамках
ИРП "Хутор"
 
 

© ЗАО «РЦТК»

 
 При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «NEWS.HUTOR.RU» обязательна.
Есть вопросы? т.335003, novosti.n@rdtc.ru.