TOP-100 за месяцСделать домашнейДобавить в избранное

                     

Новокузнецк

 

 

Общество

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Наука и образование

 
 

Власть и городское хозяйство

 
 

Экономика и промышленность

 
 

Спорт

 
 

Другие новости

 

 

В России

 
 

В Мире

 
 

Общество

 
 

Шоу бизнес

 
 

Ночная жизнь

 
 

Интернет и компьютерная техника

 
 

Игры и програмное обеспечение

 
 

Авто и мото

 
 

Военная техника

 
 

Наука и техника

 
 

Образование

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Политика

 
 

Экономика

 
 

Спорт

 
 

Медицина и экология

 
 

Прочее

 

 

Репортаж. Комментарий

 
 

Разное и интересное

 
 

Архив

 

 

Служба новостей РЦТК

 
 

Все новости

 
 

Форум

 
 


               21.04.2006 09:03 Новокузнецк: Разное и интересное

 

Жильё: миражи и пузыри

 


Проект «Доступное жилье» выгоден чиновникам и коррупционерам, поскольку дает им много денег и полномочий, его суть – передел, а не созидание.



Очень часто в наших общественных дискуссиях говорят или подразумевают, что экономический рост и «повышение качества жизни народа» – это разные явления, которые могут существовать по отдельности, одно без другого. Это удивительное заблуждение. Ведь очевидно: чтобы люди имели высокое качество жизни, они должны много зарабатывать. Для больших заработков требуется высокая производительность труда. А увеличение производительности труда – то же самое, что и экономический рост.

В правительстве же считают, что повышение качества жизни – это увеличение государственных социальных расходов. Если мы хотим повысить качество жизни, мы должны сделать государственную социальную политику более щедрой, интенсивной, масштабной; мы должны с размахом тратить бюджетные средства на всяческие пособия и субсидии. Как будто бюджетные деньги, прежде чем попасть к народу, не изымаются из народных же карманов.

Кольцо дотаций

Такова суть провозглашенных Путиным «национальных проектов», включая жилищный. Общая его идея сформулирована в названии: «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Любой разумный человек понимает, что, во-первых, кроме потребности в жилье у граждан России есть и другие потребности, а во-вторых, государство может что-то дать гражданам, только если предварительно что-то у них отберет. Вывод отсюда простой: президент и правительство намерены изъять у наших сограждан какую-то сумму, чтобы обеспечить их комфортным жильём. При этом остальные потребности граждан, естественно, пострадают – на них у налогоплательщиков останется меньше денег. Суть этого проекта в том, чтобы у россиян стало меньше еды, одежды, развлечений, отдыха, книг, бытовой техники, автомобилей и всего остального – но зато больше жилья. Странное желание правительства, не так ли? Впрочем, помимо этого проекта, в нашей стране действуют и другие государственные программы. Одни нацелены на то, чтобы обеспечить нас дешевой и качественной пищей – естественно, за счёт ограничения других потребностей. Смысл других в том, чтобы дать гражданам побольше услуг транспорта и связи – тоже за счёт всего остального. Третьи призваны снабжать народ дешевыми лекарствами, но в силу ограниченности ресурсов в экономике они делают менее доступными жильё, пищу, транспорт, связь и так далее.



В итоге всё субсидируется за счёт всего – в итоге, по большому счёту, нигде ничего не прибавляется.

Если бы государство дотировало узкий круг продуктов, было бы легко понять, какие сферы являются чистыми донорами, а какие – нетто-получателями субсидий. Но поскольку правительство стремится поддерживать практически всё на свете, вряд ли возможно точно определить, кто и что, по большому счёту, оказывается в плюсе. Очевидно только одно: единственной явно выигрывающей стороной в этом запутанном клубке являются чиновники – те, кто перераспределяет потоки материальных благ.

Классический цикл откатов и распилов

Вернемся к проекту «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». В его рамках выделены четыре так называемых приоритета. Во-первых, это «Увеличение объёмов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры». Во-вторых, «Увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования». В-третьих, «Повышение доступности жилья». В-четвёртых, «Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан».

Итак, первый приоритет – это увеличение объёмов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры. Для этого предлагаются три меры. Первая – это обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой. Здесь подразумевается, что государство будет субсидировать процентные ставки по банковским кредитам на сооружение жилищно-коммунальной инфраструктуры. Кроме того, оно будет выдавать по этим кредитам федеральные гарантии. За 2006–2010 годы планируется раздать 30 млрд рублей на субсидирование процентных ставок и выдать гарантий на 90 млрд рублей.

Как это будет работать? Допустим, на сцене появляется какая-нибудь строительная фирма и говорит: «Мы собираемся построить на этом участке жилой дом, договорились с местным коммунальным предприятием и очень надеемся, что государство просубсидирует прокладку труб и проводов для нашего здания. Сколько нам дадут?» Прежде всего, если строительная фирма собирается платить из собственных средств, она не получит ничего. Она должна взять кредит, обязаться, что заплатит по нему проценты, и часть этих процентов правительство просубсидирует. Далее возникает вопрос: а какую часть?

Чтобы ответить на этот вопрос, правительство должно ежегодно прогнозировать, какую сумму в данном году составят проценты по таким кредитам. Поделив на эту сумму запланированный объём субсидий, мы узнаем, какая доля процентов будет погашаться за счёт бюджета. Затем строительная фирма демонстрирует государству свой договор с банком, определяющий ставку процента. Умножив эту сумму на долевой коэффициент, мы узнаем, какую субсидию она получит.



Недостатки этой схемы очевидны: длительная бюрократическая волокита, сложные требование к формализации сделок, чрезмерная нагрузка на государственный аппарат, риск коррупции.

Достаточно легко понять, что здесь, например, создаются стимулы для фиктивного завышения процентных ставок, запускается классический цикл откатов и распилов…



И вполне логичным завершением такого цикла, вероятно, будет невозврат кредита строительной компанией – тогда банк-кредитор взыщет долг с государства, которое гарантирует этот займ.

И, даже если всё сработает, как задумано, в результате мы получим лишь то, что некоторые участки, которые при свободном рынке использовались бы в иных целях, пойдут под жилую застройку. У нас будет больше жилья, но меньше магазинов, аптек, кафе и ресторанов, спортивных клубов и мест для прогулок. Зачем нужны такие диспропорции? Затем, что это политический приоритет правительства.

Индустрия «плохих долгов»

Вторая мера, нацеленная на расширение жилищного строительства, это сокращение административных барьеров, градостроительное и антимонопольное регулирование в сфере жилищного строительства. Нельзя не отметить внутреннюю противоречивость данной формулировки. Сокращение административных барьеров – это движение к состоянию, когда любой человек и любая компания может построить на своей земле дом, не спрашивая никаких разрешений у чиновников и ни перед кем не отчитываясь. А градостроительное и антимонопольное регулирование – нечто противоположное…

В-третьих, предполагается модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и привлечение частных инвестиций. Здесь речь идет о государственном софинансировании инвестиционных проектов, гарантиях для частных инвесторов в ЖКХ и госкредитах для коммунальных предприятий. На это направление до 2010 будет выделено 15 млрд рублей федеральных и столько же региональных средств.

Второй приоритет – увеличение объёмов ипотечного кредитования. Главными мерами на этом направлении будут закачка государственных денег в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (22 млрд рублей за ближайшие 5 лет) и предоставление государственных гарантий по обязательствам этого предприятия (138 млрд за тот же срок). Тем самым линия на расширение государственного сектора в экономике продолжится.



Вряд ли кто-то всерьёз может рассчитывать, что в распоряжении этого купающегося в льготах агентства деньги будут использоваться разумнее и добросовестнее, чем в руках налогоплательщиков, за счёт которых оно живёт.

При этом создадутся серьезные препятствия для работы других ипотечных агентств, которые будут лишены государственной поддержки.

Третий приоритет – повышение доступности жилья. Разумеется, предполагается повысить доступность жилья не для всех, а для 350 тысяч молодых семей. С 2006-го государство начнет выплачивать им субсидии на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита. С 2007-го оно также займется «страхованием ипотечных кредитов», которые призваны уменьшить величину первого взноса при погашении ипотечного кредита. Всё сводится к одному: государство стремится всеми силами раздуть объёмы ипотечного кредитования. Почему же свет сошелся клином именно на этом финансовом инструменте, а не на личном страховании жизни или, скажем, инвестициях в паевые фонды? В этом, вероятно, мы копируем западную практику. Но такой подражательский подход зачастую опасен.



Например, в США сходная политика привела к тому, что колоссальная задолженность граждан по всевозможным кредитам стала серьёзной экономической проблемой, а крупнейшие ипотечные компании, пользуясь своими льготами, пустились в неосторожные заимствования и балансируют на грани банкротства.

В Японии же проблема «плохих долгов» зашла ещё дальше, и все её крупнейшие финансовые учреждения, по сути, банкроты, которые продолжают существовать лишь благодаря правительству, которое щедро субсидирует их, одновременно скрывая от публики горькую правду об истинном положении дел. Неужели России мало её нынешних экономических проблем и к ним нужно еще добавить кредитно-долговой пузырь?

Долг как подарок

Наконец, четвертый приоритет жилищного национального проекта – это выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан. «Отдельные категории» – это уволенные и увольняемые в запас военнослужащие, ликвидаторы радиационных катастроф, вынужденные переселенцы, жители Крайнего Севера, ветераны и инвалиды. Здесь, конечно, никакая критика неуместна. Государство должно выполнять свои обязательства, раз уж приняло их. Надо только понимать, что расплата по счетам – это никакой не «национальный проект», а совершенно рутинное и обыденное дело, которое в цивилизованном обществе выполняется само собой, без всяких судьбоносных решений президента. И восприниматься оно должно не как подарок с барского плеча и не как «программа повышения качества жизни населения», а как проявление элементарной, минимальной вменяемости и ответственности со стороны власть имущих. После стольких лет позорной волокиты с «нефинансируемыми мандатами» часть из них наконец-то будет погашена. Это действительно хорошо.



Если бы вдобавок к этому счастью мы бы могли надеяться, что правительство извлекло из прошедшей истории урок и впредь не будет разбрасываться обещаниями!

Увы, эта надежда тщетна – запуская национальные проекты, власть берет на себя целый букет новых обязательств и дает начало новой волне популизма.

Итак, проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» пропитан всеми недостатками, которые свойственны нашему перераспределяющему, бюрократическому государству. Он способен раздуть одни сектора экономики за счёт других, принести неплохую прибыль банкам и другим финансовым посредникам, участвующим в ипотеке. Он способен создать массу возможностей для коррупции. Способен породить в экономике структурные диспропорции и пузыри, исказить цены и стимулы. Способен дать чиновникам много работы, денег и полномочий. В лучшем случае способен дать некоторым из нас жильё, заставив других – нас же – за это платить. Но обеспечить чистое приращение национального богатства он, как и любой перераспределительный проект, не способен. Его суть – передел вместо созидания.

Статья предоставлена для публикации ресурсом CATO.ru
CATO.ru - информационно-образовательный ресурс о теории, практике и истории либерализма создан некоммерческой исследовательской организацией Институт Катона.

Иван Стариков. Фото: CI.




Источник: gazeta.ru

 



В рамках
ИРП "Хутор"
 
 

© ЗАО «РЦТК»

 
 При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «NEWS.HUTOR.RU» обязательна.
Есть вопросы? т.335003, novosti.n@rdtc.ru.