TOP-100 за месяцСделать домашнейДобавить в избранное

                     

Новокузнецк

 

 

Общество

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Наука и образование

 
 

Власть и городское хозяйство

 
 

Экономика и промышленность

 
 

Спорт

 
 

Другие новости

 

 

В России

 
 

В Мире

 
 

Общество

 
 

Шоу бизнес

 
 

Ночная жизнь

 
 

Интернет и компьютерная техника

 
 

Игры и програмное обеспечение

 
 

Авто и мото

 
 

Военная техника

 
 

Наука и техника

 
 

Образование

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Политика

 
 

Экономика

 
 

Спорт

 
 

Медицина и экология

 
 

Прочее

 

 

Репортаж. Комментарий

 
 

Разное и интересное

 
 

Архив

 

 

Служба новостей РЦТК

 
 

Все новости

 
 

Форум

 
 


               19.05.2006 14:45 Новокузнецк: Разное и интересное

 

Доллар за литр

 


За последний месяц нефть в России подорожала на 15 процентов. Это пока заметили только переработчики нефти. И подняли оптовые цены на нефтепродукты — в частности, на солярку и бензин. Скоро тайное станет явным: эксперты уверены, что уже к концу мая ценники на автозаправках начнут переписывать.



Оптимистический сценарий — цена литра в мае скакнет на 5 процентов и остановится, пессимистический — будет расти на процент-полтора в месяц до конца года. Казалось бы, что нам эти полтора процента, особенно тем, кто не за рулем? Однако есть три отрасли, которые начинают повышать цены на свою продукцию, как только начинает расти цена на топливо.

По оценке экс-министра финансов РФ Михаила Задорнова, это розничная торговля (из-за роста стоимости перевозок), сельское хозяйство (которое вообще является основным потребителем топлива) и транспорт. Именно повышение цен на их услуги и товары вернее всех бьет по кошелькам.

Итак, почему же в одной из самых богатых нефтью стран мира так дорожают нефтепродукты?

Заговор олигархов? Влияние мирового рынка?




Очень просто понять, почему растут цены на бензин. За последние 20 лет в стране не было построено ни одного большого нефтеперерабатывающего завода. Большая часть нефтепереработки строилась в военные годы, с лендлизовским оборудованием. Понятно, что уровень технологий на наших нефтеперегонных заводах полностью соответствует тому времени. И выход качественного бензина невелик, а мазута, наоборот, существенен. При этом спрос на мазут в мире падает. Потребители мазута — электростанции и домохозяйства, которые используют его для отопления. Раньше мазут покупал флот, как военный, так и гражданский. Но в последнее время кораблям и судам во многих странах запрещено использовать мазут. Там переходят на дизельное топливо, которое требует дополнительной переработки, а на наших заводах это не всегда возможно.

Теперь посмотрим с точки зрения спроса на бензин. Да, военный и гражданский грузовой парк сейчас потребляет меньше бензина, чем раньше. Зато число личных автомобилей с каждым годом растет. В последние 2 — 3 года рост выпуска отечественных авто был более 2 процентов в год. Рост продаж новых иномарок: 62 процента в 2005 году и 80 — в 2004-м. И новые машины (даже отечественные, не говоря уж об иностранных) требуют качественного бензина. А в условиях, когда предложение существенно ниже спроса, рост цены неизбежен. Это второе обстоятельство.

Третье — цена на бензин в России всегда была достаточно высокой. И даже в советское время она была около полдоллара (по официальному курсу). И в общественном сознании укоренилось, что нормальная цена бензина — от полудоллара до доллара. Тем более что теперь россияне стали больше ездить за границей на машинах, а в Европе цена во многих странах превышает евро за литр. За последние пять лет среднемесячные доходы выросли со 100 до 300 долларов. Понятно, что нефтяные компании также увеличивают цены на топливо.

Я не хочу останавливаться на проблеме налогов, взимаемых при торговле бензином. В России они более льготные, чем в Европе, но тем не менее они также стимулируют повышение цен.

Поскольку высококачественного бензина мало, а цены на него высоки, у продавцов появляется искушение использовать всяческие суррогаты. То есть доводить низкокачественный бензин до высококачественного с помощью различных ядовитых присадок или просто путем манипуляции с качеством бензина — продавать смесь низкокачественного и высококачественного под видом хорошего. Именно об этом Маркс говорил: если норма прибыли превышает 300 процентов, то нет такого преступления, на которое не рискнул бы капитал. Судите сами, если цена бензина невысока, то надо пропустить, скажем, 20 бензовозов, чтобы заработать 10 тысяч долларов. А если бензин дорогой, то достаточно пяти. Понятно, что поймать пять бензовозов с бодяжным бензином труднее, чем 20.

Кроме того, надо честно сказать, что на самом деле цена бензина не связана с его себестоимостью или налогами, вернее, определяется не ими. Именно поэтому последние год-полтора торговцы нефтепродуктами при действующих ценах на бензин получают прибыль более высокую, чем экспортеры сырой нефти. Нет смысла говорить о точных цифрах, потому что нет единого измерителя. Равно как и глупо пытаться считать себестоимость, потому что она построена на манипулировании. Но при увеличивающемся спросе рост цены неизбежен.

Собственно, на этом рынке происходит то же, что и на рынке недвижимости. Сейчас в Москве квадратный метр недвижимости продают уже и по 7 тысяч, и по 10 тысяч долларов. И это не имеет никакого отношения ни к его себестоимости, ни к налогам. Просто в условиях растущего спроса (который к тому же стимулируется возможностями ипотеки) предложение резко ограничено — распределение земельных участков с инфраструктурой организовано таким образом, что их получает небольшое число компаний и участки все время в дефиците.

Так что не в том дело, что стоимость производства бензина высока. Просто эти мощности уже работают на пределе (и, по сути, их надо заменять), и крайне необходимы новые, построенные на более эффективных технологиях нефтепереработки.

Государство это видит, однако сделать ничего не может. Потому что из государственных нефтяных компаний осталась только одна «Роснефть». Недавно, как мы знаем, она заняла более 6 миллиардов долларов, чтобы профинансировать сделку по покупке «Юганскнефтегаза». Это была, по существу, политическая сверхзадача, но ведь компании необходимо финансировать и проекты по замещению ресурсной базы. Скоро «Роснефть» выйдет на IPO и рефинансирует эти кредиты, однако на строительство новой нефтепереработки денег просто не хватит. А вот ЛУКОЙЛ — это частная компания. Для ее акционеров кажется более эффективным получить деньги от экспорта сырой нефти немедленно, чем фактически омертвлять их в виде незавершенки на длительный период времени, а потом еще много лет погашать кредиты. Минимально нефтеперерабатывающий завод нормальной мощности стоит 0,8 — 1 миллиард долларов. И срок окупаемости — около 6 — 8 лет. Вот и представьте ситуацию, когда хозяева нефтяной компании принимают решение: что лучше — инвестировать немного в добычу и получить финансовый результат сразу или же инвестировать в переработку и 6 лет в основном лишь обслуживать кредиты, полученные от банка для строительства этих мощностей? Ответ очевиден — первое.

Чтобы стало выгодно вкладываться в строительство мощностей по переработке, нефть должна стоить не более 20 — 25 долларов за баррель при нынешних ценах на бензин. Накануне дефолта «Сургутнефтегаз» достаточно близко подошел к старту нефтяного проекта в Киришах, но не решился начать его финансирование в полном объеме. Потом был кризис, у предприятий были большие долги, и они не могли себе позволить долгосрочные инвестиции. А потом цены на нефть быстро пошли вверх, и экспорт сырой нефти стал высокоэффективным. И вот только сейчас проект в Киришах получил шанс реализоваться, да и то больше потому, что надо закончить уже начатое строительство.

Так вот и получилось, что ни за последние годы социализма, ни за 15 лет развития капитализма в нашей стране не было построено ни одного современного нефтеперерабатывающего завода. Да, установки, которые выходили из строя, модернизировались или заменялись. Но существенных вложений не было.

С ростом числа современных автомобилей, особенно импортных, которые требуют качественного бензина, скорее всего ситуация будет ухудшаться. Возможен дефицит бензина. Начнется широкий импорт из Европы, где бензин дорог. 98-й бензин, продающийся в России, либо фальсифицированный, либо импортный, как правило, поставляемый из Финляндии. И цены на бензин у них построены так, что существенную часть составляют налоги. Поэтому, импортируя бензин, мы фактически будем помогать чужим бюджетам, например той же Финляндии. И дадим заработать российским продавцам.

Я уже недавно видел 98-й бензин по цене 22 — 23 рубля за литр. Это фактически 80 — 84 цента, уже близко к доллару, а ведь массовый дачный сезон еще не начался. В Америке во многих штатах бензин уже стоит дешевле, чем у нас, хотя зарплаты там минимум в 5, а то и в 10 раз выше. Но в Америке высока доля современных перерабатывающих мощностей, и цены на бензин хотя и растут с ростом цен на нефть, но не так быстро, как у нас. Так что на это лето можно смело назначать цену 27 рублей за литр. Конечно, люди будут ворчать, но ездить, пожалуй, не перестанут.

ИВАН РОДИОНОВ, профессор Высшей школы экономики





Источник: ogoniok.com

 



В рамках
ИРП "Хутор"
 
 

© ЗАО «РЦТК»

 
 При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «NEWS.HUTOR.RU» обязательна.
Есть вопросы? т.335003, novosti.n@rdtc.ru.