TOP-100 за месяцСделать домашнейДобавить в избранное

                     

Новокузнецк

 

 

Общество

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Наука и образование

 
 

Власть и городское хозяйство

 
 

Экономика и промышленность

 
 

Спорт

 
 

Другие новости

 

 

В России

 
 

В Мире

 
 

Общество

 
 

Шоу бизнес

 
 

Ночная жизнь

 
 

Интернет и компьютерная техника

 
 

Игры и програмное обеспечение

 
 

Авто и мото

 
 

Военная техника

 
 

Наука и техника

 
 

Образование

 
 

Происшествия

 
 

Культура

 
 

Политика

 
 

Экономика

 
 

Спорт

 
 

Медицина и экология

 
 

Прочее

 

 

Репортаж. Комментарий

 
 

Разное и интересное

 
 

Архив

 

 

Служба новостей РЦТК

 
 

Все новости

 
 

Форум

 
 


               10.06.2006 21:45 Новокузнецк: Разное и интересное

 

Замороженный

 


Исполняется сто лет фирме Voisin, некогда фавориту в гонке на будущее.

Габриэль Вуазен родился в 1880 г. в семье фабрикантов. Франция рубежа веков: импрессионисты, Мулен Руж, первые автогонки, первое кино. Глаза разбегались от стильного и неведомого, но Всемирная выставка 1900 года в Париже обратила Габриэля и его брата Шарля в авиаверу. Изучив науки, в 1906 они основали первую в истории авиастроительную фирму «Les frers Voisin». Габриэль (Шарль погиб в 1912 году) потом уверял, что они построили первый самолет раньше Райтов. Так или нет, а крылья всей этой романтике «больших гонок» пришили именно Вуазены. Кстати, Габриэль, стильный усач в кепи, стал тогда самым молодым кавалером Ордена Почетного Легиона.

С началом Первой Мировой романтику сменили большие дела и большие деньги: фирма построила примерно 10 тысяч аэропланов и именно на машине Voisin был сбит первый «немец». Был и русский след. С началом войны на русский фронт хлынул поток двухместных этажерок Voisin, оснащенных пулеметом и двигателями Salmson, Renault и даже Hispano-Suiza.

Пушки смолкли: казалось, после 10 миллионов убитых мир надолго попрощался и с войной и с авиацией. Романтики и их оружейники остались не у дел, какое-то время Voisin штамповал из истребителей санитарные самолеты, а потом перекинулся на авто.



Казалось, начало было тривиальным: Вуазен купил конструкцию, которую на Citroen так и не запустили в производство.

Это первое авто C1 получило 4-х цилиндровый 4-литровый движок конструкции Найта. Такие двигатели были тихими и плавными, но прожорливыми.

С1 Voisin было продано всего семьдесят. Следующим был C12 с двигателем V12 объемом аж в 7, 2 литра, разгонявшим авто до 140 кмч. Правда, продать их удалось немного, и Вуазен продолжал работать над четырехцилиндровыми «карлицами». Возможно помогли авиалавры, но в 1923 г. фирма имела среди клиентов 68 vip-персон, среди которых были магараджи, султаны и просто короли, в т.ч. кинокороль Рудольф Валентино. То ли ностальгируя по полям брани, то ли, ставя акцент на надежности машин, Вуазен упорно называл модели литерой «С» - первой буквой от слова - char («танк»). Его Voisin C3 1922 г. при мощи в 100 л.с. разгонялся до 115 кмч, а в 1923 г. с новым 6-цилиндровым двигателем Вуазен попытал счастья на гонках, правда, неудачно. Но, главное, из ворот Voisin начали выезжать форменные чудеса.



Воспитанный небесами и помешанный на дерзании Вуазен начал предлагать клиентам не только свои шасси, но и свои кузова, часто из алюминия, в основном дикой формы.

Почти аристократический «фасад» машины с изящной аркой капота могла продолжить приплюснутая коробка кабины, словно подсмотренная в мультике, где лимузин попадает под гидравлический пресс.

Алюминий делал авто Вуазена легкими. Если бы их ещё и легко покупали! Дорогие неправильные машины – это уж слишком.
На самом деле, игры мастера предвосхищали новую эру дизайна. Автобрикеты 70-х позже полностью повторят угловатость вуазеновских экзерсисов, по дороге потеряв присущую последним грацию и эпатажность.



Авто Вуазена окажутся одним из первых автовоплощений модернизма, который вскоре взорвет и архитектуру и дизайн.

Ярчайшим примером этого оказался C25 Aerodyne, сделанный Вуазеном вместе с идеологом модернизма Ле Корбюзье. Удивительная машина имела объем кабины с ровными боками. В профиль кабины напоминали дугу. Крыша, украшенная круглыми оконцами, полностью сдвигалась. Арт и только!

На самом деле эти эксперименты были много важнее, чем казалось. На них обкатывались идеи совершенствования автомобиля под новый мир. Тот же Корбюзье перевернул под автомобиль градостроение, продвинув идеи спальных кварталов, автострад над улицами и voiture maximum – простейшего авто для всех.

Дело Вуазена не пропало. Один из авторов этих удивительных конструкций, инженер Андрэ Лефевр, в тридцатых перешел на Citroen. Сравнив Voisin C25 и «гадкого утенка» Citroen 2CV, который стал легендой Франции, оставаясь в производстве с 40-х до середины 80-х, нетрудно найти сходство. Да и «богине» DS 19 вместе с алюминиевыми панелями Лефевр успел передать вуазеновскую легкость.



Уже в 20-х легкие и неординарные Voisin ставили рекорды скорости. Все тридцатые Вуазен экспериментировал c передним приводом, пяти, семи и девятицилиндровыми двигателями, но акционеры в конце концов склонили его к приземленному двигателю от Graham. Потом были немцы, оседлавшие завод в войну, при которых Voisin тихо изобретал двухместную переднеприводную малолитражку Bi-Scuter.

Чуть ли не первый полет, чуть ли не первый самолетЕ И первый трофей в виде сожженной немецкой этажерки. При такой биографии герою просто непростительно умереть на вершине семейной империи в окружении выводка наследников.



В этом смысле у Вуазена «все в порядке». После войны возрождения не получилось.

В 1959 г. кредиторы выставили его из мастерской за долги. Говорят, Вуазен искренне смеялся – как раз перед этим ему присвоили очередной «титул» Почетного Легиона, так что приставы чуть ли не отдали ему честь. Оставшиеся годы были прожиты одиноко в деревне, неугомонный Вуазен не мог остановиться: что-то конструировал, лудил, латал.

Он умер только в 92 года. Жизнь с 1880 по 1973 г. – удивительно. У французов есть знаменитая комедия «Замороженный» с де Фюнесом, где человек из начала века оживает в 70-х. Интересно каково, человеку, выросшему при импрессионистах и строившему первые этажерки, слышать рев «миражей». Что бы там ни случилось, наверное, это – здорово.







Источник: gazeta.ru

 



В рамках
ИРП "Хутор"
 
 

© ЗАО «РЦТК»

 
 При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «NEWS.HUTOR.RU» обязательна.
Есть вопросы? т.335003, novosti.n@rdtc.ru.